Текстовая реклама:







Музей

1. Государственный музей Л.Н. Толстого.


На карте мира, пожалуй, осталась мало точек, с которыми так или иначе не был связан московский музей Толстого. Эта связь выстраивалась на протяжении многих десятилетий, почти век. Выстраивалась во всех направлениях – от общения с простыми людьми мира до грандиозных выставок в Токио и Париже, до совместных изданий с крупнейшими научно-исследовательскими центрами страны и мира: ИМЛИ РАН им. А.М.Горького, ИРЛ РАН (Пушкинский дом), МГУ им. М.В.Ломоносова, ТГПУ им. Л.Н.Толстого, университеты США, Канады, Европы и Азии… ГМТ жил и живет в конкретной эпохе. Холодные ветры XX века не могли не коснуться его. Все было: и периоды увлечения вульгарным социологизмом, и пресс идеологических установок, и недостаток финансовых средств. Но он выстоял. Выстоял благодаря поддержке государства, но главным образом потому, что всегда находились беззаветно и бескорыстно преданные ему люди, скромно и честно служившие избранному делу и сумевшие не только сохранить, но и существенно приумножить культурное богатство России. Люди эти и есть та благая сила, о которой мечтал Толстой вместе со своими героями; сила, медленно, но верно изменяющая лик мира к лучшему.
Государственный музей Л.Н.Толстого — один из старейших литературных музеев России. Идея его создания возникла в те дни, когда русское общество было потрясено уходом великого старца из Ясной Поляны и его смертью 7 ноября 1910г. на станции Астапово. Трагические события усилили интерес к личности писателя и его творческому наследию. Современники Толстого старались собрать и сохранить все, что было связано с его памятью. Необходим был центр, объединяющий общую работу. Таким центром стал музей Толстого. Он был основан на общественных началах, его коллекции — рукописи писателя, его портреты, фотографии, личные вещи, книги, картины, иллюстрации — составили дары родных и почитателей Толстого. Открытие музея Толстого в Москве в первую годовщину со дня смерти писателя стало событием в истории русской культуры.
Понимая значение духовного наследия Толстого, его близкие и друзья еще при жизни писателя поставили проблему создания музея его имени. Она прозвучала на Всероссийском съезде писателей, проходившем в северной столице с 22 по 24 июня 1908 г. В марте 1909 г. состоялось открытие "Выставки для устройства Музея имени Л. Н. Толстого в Петербурге". Экспонаты для этой выставки были предоставлены частными лицами, среди которых были люди, связанные с Толстым узами дружбы: В. Г. Чертков, И. Я. Гинцбург, М. А. Стахович, П. И. Бирюков и др. На базе этой выставки через четыре месяца после смерти писателя -27 марта 1911 г. — был создан Толстовский музей, перешедший 3 мая 1919г. при содействии академика А. А. Шахматова "на вечное хранение" в Российскую Академию наук. Основателем ныне действующего Государственного музея Л. Н. Толстого в Москве явилось Толстовское общество, возникшее как Московское отделение Общества Толстовского музея в Петербурге, с 1912 г. — Толстовское общество в Москве. Его первое Правление возглавил Николай Васильевич Давыдов, среди его первых членов были Валерий Яковлевич Брюсов, Алексей Евгеньевич Грузинский, Александр Иванович Сумбатов-Южин, Сергей Львович Толстой, Павел Иванович Бирюков, Иван Иванович Горбунов-Посадов, Викентий Викентьевич Смидович (Вересаев).
Идею создания музея Толстого поддержала жена Толстого — Софья Андреевна.
Через два дня, 24 апреля 1911 г., на общем заседании членов общества обсуждался вопрос об устройстве Толстовской выставки в Москве. Был создан выставочный комитет, куда, помимо указанных выше лиц, вошли Алексей Александрович Бахрушин, Богдан Степанович Боднарский, Леонид Осипович Пастернак, Николай Дмитриевич Телешов, Владимир Иванович Немирович-Данченко, Леопольд Антонович Сулержицкий, Татьяна Львовна Сухотина-Толстая. Всего 45 человек. Выступая в этот день на собрании, П. И. Бирюков в краткой, но емкой по содержанию речи выразил суть намечаемого события.
Менее чем через год после смерти писателя, 11 октября 1911 г., в Москве в Историческом музее, в помещении его восьми залов, была открыта Толстовская выставка. На какое-то время она стала центром культурной жизни Москвы. Не только потому, что еще не стихла боль утраты великого человека, но и потому, что России необходим был нравственный стержень.
В декабре 1911 года, когда встал вопрос о закрытии Толстовской выставки, многие частные владельцы экспонатов согласились оставить их Толстовскому обществу на вечное хранение. Возникла идея создания постоянно действующего музея Толстого. Она была поддержана писателями В. Я. Брюсовым, И. А. Буниным, В. В. Вересаевым, А. М. Горьким, художниками И. Е. Репиным, В. Н. Мешковым, С. Д. Меркуровым, Л. О. Пастернаком, артистами В. И. Качаловым, О. Л. Книппер-Чеховой, А. А. Яблочкиной, режиссерами К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко. А главное — эта идея нашла поддержку в семье Толстого — у его вдовы и детей: Сергея, Татьяны, Александры.
Трудным был выбор помещения для музея. Были предложения разместить его в Хамовническом доме писателя, в Сухаревой башне. В итоге была снята квартира из восьми комнат в бельэтажном доме Хрептовича-Бутенева на Поварской, 18. Помещение было тесным, но находилось в центре Москвы и отвечало правилам пожарной безопасности.
28 декабря (по старому стилю) 1911 года состоялось официальное открытие Толстовского музея — на Поварской, 18. Возник островок "мудрой человечности". Хранителем музея стал П. И. Бирюков, а после его отъезда в Швейцарию — В. Ф. Булгаков. Последний так вспоминает о том времени, когда музей помещался на Поварской: "Музей с его маленьким штатом служащих, состоявшим из 4-х человек, кроме меня (заведующей канцелярией и трех технических служащих), работал регулярно, принимал посетителей, проводил экскурсии (в этом деле, кроме меня, участвовал И. И. Горбунов-Посадов), пополнял свои коллекции по отделам художественному, книжному и рукописному. Никакой научной работы в музее, однако, не велось. Читальни не существовало. Теснота помещения давала себя знать". Толстовские вечера устраивались "в больших залах и аудиториях Москвы с участием литературоведов-докладчиков и знаменитейших представителей московского артистического мира (Гольденвейзера, Игумнова, Станиславского, Сумбатова-Южина, Качалова, Москвина, Лужского, Неждановой, Книппер-Чеховой, Германовой и др.), охотно откликавшихся на просьбы Правления Толстовского Общества о выступлениях".
После 1917г. остро встал вопрос о дальнейшей судьбе музея. 12 октября 1918 г. Наркомпросом были выданы Охранные грамоты на дом Льва Толстого в Хамовниках и Литературный музей (Поварская, 18). Это позволило защитить духовное и материальное наследие Толстого от революционного экстремизма масс. Острота проблемы спала, но не исчезла. Главное же, вокруг чего возникла конфликтная ситуация, было нежелание многих членов Правления Толстовского общества дать согласие на национализацию — никаких компромиссов с государством Советов. Если же суждено свершиться этому акту, пусть он будет "насильственным" — так считали члены Правления.
В. Ф. Булгаков при участии А. Л. Толстой и художника Н. Д. Бартрама, создателя Музея игрушки, при поддержке В. Д. Бонч-Бруевича буквально отвоевал у многочисленных претендентов особняк на Пречистенке, 11. Он был построен в 1817-1822 гг. по проекту известного русского архитектора Афанасия Григорьевича Григорьева (ученика Кваренги). "Тонкая техника работ Григорьева и умение выискать хорошие пропорции ставят этого зодчего в число лучших наших мастеров", — писал о Григорьеве в 1911 г. журнал "Старые годы".
11 марта 1920 г. жилищно-земельный отдел Московского Совета Рабочих и Красноармейских депутатов выдал Толстовскому музею ордер на владение особняком на Пречистенке, 11 (с 1920-го — Кропоткинская, с 1995-го — вновь Пречистенка).
5 апреля 1920 г. В И Ленин подписал Декрет о национализации Дома Л. Н. Толстого в Москве. Литературный музей на Пречистенке и музей-усадьба "Хамовники" были объединены в один музей, который с 1939 г. стал называться Государственным музеем Л. Н. Толстого.
20 ноября 1920 г., в десятилетнюю годовщину смерти Толстого музей на Пречистенке открыл свои двери. Торжественную церемонию передачи музея от Толстовсекого общества государству осуществил С. Л. Толстой. Ровно через год — 20 ноября 1921 г. — начал свою жизнь музей- усадьба Л. Н. Толстого "Хамовники"
С историей создания ГМТ неразрывно связана история создания Рукописного архива Толстого, хотя хронологические рамки этой истории гораздо шире.
Первым хранителем рукописей Толстого была его дальняя родственница и воспитательница Т. А. Ергольская, с любовью собиравшая всякие записочки детей Толстых и бережно хранившая письма и рукописи молодого Льва. Позднее эту миссию приняла на себя жена писателя С. А. Толстая. В 1887 г. с согласия мужа она поместила их на хранение в Московский Румянцевский музеи (ныне Российская Государственнля библиотека). Параллельно с ней, с середины 1880-х годов, рукописи писателя начал собирать его друг В. Г. Чертков, передавший их в 1913 г на хранение в Библиотеку Академии наук Санкт-Петербурга. Таким образом, к началу 20-х годов прошлого века архив Толстого оказался разбросанным по разным местам.
В 1926 г. в связи с подготовкой Юбилейного 90-томного издания сочинений Толстого коллекция В. Г. Черткова была передана из Рукописного отдела Библиотеки Академии наук в Государственный музей Л. Н. Толстого Этот вклад превратил музей в крупнейшее хранилище толстовского рукописного наследия.
Другой важный шаг на пути объединения толстовских архивных материалов был сделан в 1939 г., когда вышло Постановление СНК СССР о передаче музея Толстого из ведения Наркомпроса в Институт мировой литературы и концентрации разрозненных материалов, связанных с жизнью и творчеством Толстого, в стенах музея. Вскоре после этого Постановления 30 государственных учреждений страны, в том числе и Государственная библиотека СССР им Ленина, обладавшая вышеупомянутой коллекцией С.А. Толстой, передали "профильные" рукописные материалы С этого момента в "стальной комнате", отвоеванной музеем у многочисленных претендентов сосредоточилось все сохранившееся рукописное наследие Толстого, кроме некоторых частных автографов, принадлежащих частным лицам.
Потребовалось почти 70 лет напряженной хранительской и исследовательской работы, прежде чем сформировался нынешний Архив Толстого, одно из уникальных хранилищ не только нашей страны, но и мира. В его состав, кроме фонда самого писателя, входят более 70 личных фондов, фонды толстовских обществ, толстовских коммун, других учреждений, связанных с Л.Н. Толстым и его именем. В общей сложности это более 300000 ед. хр, более 2,5 млн. страниц.

2. Дом-музей Льва Толстого в Ясной поляне.


Когда Вы переступаете порог ясно-полянского дома, Вы видите уже в передней березовые желтые шкафы, наполненные книгами на многих языках и самого различного содержания. Книги Вас встречают и будут сопровождать по всему дому. Их обилие и разнообразие говорят о напряженной умственной жизни, о широте духовных интересов Толстого.
Превращение Ясной Поляны в музей было сложным и длительным процессом.
В 1911 г. Софья Андреевна Толстая дважды обращалась к Николаю II с просьбой принять Ясную Поляну под охрану государства, но получила отказ. Было решено назначить вдове писателя пенсию, которая отчасти шла на содержание усадьбы. С. А. Толстая всеми силами и средствами старалась хранить Ясную Поляну, оберегая неприкосновенность кабинета и спальни мужа, обстановки всего дома; ею были сделаны многочисленные записи на предметах быта и фотографиях, при ее участии началось описание личной библиотеки Л. Н. Толстого; она привела в систему хранившиеся в усадьбе письма и оказывала помощь исследователям, работавшим над биографией писателя. Активное участие в жизни усадьбы принимали дети Л. Н. Толстого: Сергей Львович (автор первого путеводителя по Ясной Поляне, 1914) и Александра Львовна.
27 мая 1919 г. Народный комиссариат просвещения выдал Александре Львовне Толстой Охранную грамоту на Ясную Поляну, в которой удостоверялось, что усадьба и все находящиеся в доме Толстого вещи, имеющие «исключительную культурно-историческую ценность и являющиеся национальным достоянием, находятся под охраной государства».
В 1921 г. во многом стараниями Александры Львовны усадьба Л. Н. Толстого была превращена в музей. 10 июня 1921 г. вышло постановление ВЦИК о новом статусе Ясной Поляны. Хранитель музея должен был создать в Ясной Поляне культурно-просветительный центр с библиотекой, школой, организовывать чтение лекций, спектакли, выставки, экскурсии. «Комиссаром-хранителем» музея была назначена Александра Львовна Толстая. В 1921 г. музей посетили 3147 человек.
С 1925 г. шла напряженная подготовка к столетнему юбилею Л. Н. Толстого (1928). К юбилею во флигеле Кузминских открылась первая выставка («Толстой в Ясной Поляне»), начали выходить тома 90-томного собрания сочинений Л. Н. Толстого, в Ясной Поляне открылась школа имени Л. Н. Толстого. А. Л. Толстая сыграла огромную роль в создании музея и его развитии в 20-е годы. Но в 1929 г. она была вынуждена навсегда покинуть Советский Союз.
В 30-е годы особое внимание уделялось восстановлению и сохранению Ясной Поляны в исторически неприкосновенном виде. Началось изучение истории Ясной Поляны по документам и опросам современников Толстого; была восстановлена пасека, приводились в порядок сады, производились посадки деревьев взамен вымерших… Работы велись под руководством Ботанического сада Академии наук СССР.
В 1940 г. Мастера Государственной Третьяковской галереи отреставрировали произведения живописи в доме Толстого (полотна работы Репина, Ге, Крамского…). Ясная Поляна была передана в ведение Академии наук СССР; музей стал превращаться в научно-исследовательский центр изучения наследия Л. Н. Толстого.
В 1941 г. над Ясной Поляной нависла угроза оккупации. Было решено эвакуировать вещи из дома Толстого. Эвакуацию организовала внучка Л. Н. Толстого Софья Андреевна Толстая-Есенина, которая в 1941 г. стала директором объединенных толстовских музеев. Подготовкой вещей к эвакуации занимался хранитель музея Сергей Иванович Щеголев. 13 октября 110 ящиков с экспонатами дома Толстого были отправлены в Москву, а затем в Томск. Ясная Поляна была оккупирована в течение 45 дней. При отступлении немцы подожгли дом Толстого. К счастью, пожар удалось потушить, и в усадьбе немедленно начались восстановительные работы. Первая реставрация была завершена к маю 1942 г. В мае 1945 г. экспонаты дома Толстого вернулись на свои прежние места. Но восстановление Ясной Поляны продолжалось еще долгое время.
В 1951 г. была проведена серьезная реставрация дома Толстого; был восстановлен яблоневый сад, вымерзший во время войны, по воспоминаниям жителей деревни и фотографиям — реконструированы хозяйственные постройки (кучерская изба, житня). В 1953 г. на реставрационные работы в музее было выделено 6 млн. рублей.
В те годы особое значение приобрела фондовая работа. На каждый из 37 мемориальных объектов усадьбы сотрудники музея разрабатывали паспорта, содержащие точное описание объекта, его размеры, место расположения, назначение, фотографии. С 50-х годов регулярно выходят в свет Яснополянские сборники научных статей; переиздаются путеводители по дому Толстого и заповеднику. В 1953 г. (к 125-летию со дня рождения Л. Н. Толстого) был подготовлен 1-й том научного описания личной библиотеки Л. Н. Толстого. Эта работа велась научными сотрудниками музея под руководством В. Ф. Булгакова.
Начиная с 50-х годов расширяется экспозиционная деятельность музея, постоянно сменяют друг друга выставки во Флигеле Кузминских и выставочных залах Дома Волконского; музей организует передвижные выставки; расширяются его фонды; растет число посетителей.
В 1971 г. (год 50-летия образования музея) «Ясная Поляна» приняла трехмиллионного посетителя. 150-летие Л. Н. Толстого (1978 г. ) ознаменовалось награждением музея орденом Ленина. К юбилею было полностью завершено издание библиографического описания книг на русском языке в библиотеке Толстого (в 2-х томах).
Постепенно Ясная Поляна превратилась в крупнейший мемориальный и природный музей-заповедник мирового значения.
Новый этап в истории музея начался в 90-е годы, когда его директором стал праправнук Л. Н. Толстого — В. И. Толстой. Сегодня, по-прежнему уделяя внимание традиционным направлениям деятельности музея, Ясная Поляна развивается в новых направлениях, например: разработка альтернативных туристических программ, развитие культурного туризма на базе Ясной Поляны, но с выходом за ее пределы; реализация мощного потенциала в области просвещения; возрождение народных традиций; расширение рекламной и издательской деятельности; внедрение новых технологий; сотрудничество с зарубежными странами. В структуру музея включается целый ряд филиалов.

Филиалы музея:

Козлова Засека


После открытия в 1868 году Московско-Курской железной дороги так была названа ближайшая к Ясной Поляне станция. В год столетия со дня рождения Толстого (1928), Козлову Засеку переименовывают в станцию Ясная Поляна. В 2001 ей было возвращено историческое название. Станция стала филиалом музея-усадьбы Л. Н. Толстого. Здесь по инициативе руководства Московско-Курской железной дороги проведены колоссальные работы по реконструкции, позволившие вернуть станционному комплексу Козловой Засеки исторический облик.
В одном из вокзальных помещений открыта выставка «Железная дорога Льва Толстого». На территории станции работают сувенирный магазин и буфет. 301214, Тульская обл., Щекинский р-н, п/о Ясная Поляна.

Никольское-Вяземское


Родовое имение Толстых в 100 км от Ясной Поляны. С 1892 г. имением владел Сергей Львович Толстой — старший сын писателя.
В 1980-х годах, по инициативе рабочих и руководстваТульского машиностроительного завода, Никольское-Вяземское обрело вторую жизнь, как музей-заповедник. На основе подлинного фундамента в Никольском был возведен дом-музей семьи Толстых. Его открытие состоялось 6 сентября 1986 года. В 1999 г. усадьба, в которой были проведены реставрационные работы, передана яснополянскому музею в качестве филиала. Для посетителей открыта музейная экспозиция. Созданы условия для проживания туристов. 301083, Тульская обл., Чернский район, п/о Никольское-Вяземское. Тел. (08756) 2-55-42, 2-55-43.

Малое Пирогово


Эта усадьба, созданная по проекту Л. Н. Толстого, принадлежала его сестре. Пироговские впечатления часто служили материалом для произведений писателя. Сегодня Малое Пирогово — ценный мемориальный комплекс, включающий в себя хорошо сохранившийся «дом над ключом», людскую, фрагменты парка и сада. В 1999 году Малое Пирогово стало филиалом музея-усадьбы «Ясная Поляна». 301222, Тульская обл., Щекинский р-н, д. Пирогово, п/о Пирогово.

Покровское


Имение расположено в 80 км от Ясной Поляны. Покровское было одним из родовых имений разветвленного рода Толстых и в конце XVIII в. принадлежало двоюродному дяде писателя П. И. Толстому. За его сына Валериана Петровича в 1847 году вышла замуж родная сестра писателя Мария Николаевна Толстая. В Покровском сохранился дом, который в 2001 году был приобретен музеем-усадьбой «Ясная Поляна». 301222, Тульская обл., Чернский р-н, д. Покровское.

Крапивна


Крапивна времен Л. Н. Толстого — крупный уездный город в 40 км от Ясной Поляны. Облик города сохранен почти без изменений. С момента вхождения Крапивенского краеведческого музея в структуру музея-заповедника «Ясная Поляна» в 1999 году филиал получил возможность сотрудничать с Департаментом по сохранению культурных ценностей Министерства культуры Российской Федерации и отделом комплектования музея-усадьбы. В результате фонды филиала пополнились замечательными экспонатами: предметами крестьянского и купеческого быта. 301233, Тульская обл., Щекинский р-н, с. Крапивна, ул. Советская, 49. Тел. (08751) 71-1-18

Научно-культурный центр «Ясная Поляна»


Идея создания научно-культурного центра в Туле возникла с приходом на должность директора музея-усадьбы «Ясная Поляна» Владимира Толстого и была поддержана бывшим министром культуры РФ Евгением Сидоровым.
Центр разместился в Туле в двух старинных зданиях по улице Октябрьской — №12 и 14. Эти памятники архитектуры ранее находились в муниципальной собственности. С именем Л. Н. Толстого они исторически не связаны.
В сентябре 1997 года выставкой работ Олега Толстого открылась галерея «Ясная Поляна». Год спустя, к 170-летию со дня рождения Л. Н. Толстого, были созданы салон «Все художества» и книжная лавка «Ясная Поляна». В настоящее время в научно-культурном центре также расположены агентство культурного туризма «Толстой — Ясная Поляна», издательский дом «Ясная Поляна» и ресурсный центр Ассоциации музейных работников. Общее число сотрудников НКЦ — 47 человек.

Галерея «Ясная Поляна»


Галерея была открыта в 1997 г. как центр поиска, обмена и взаимодействия в области искусства с целью поддержки и объединения художников, активизации их творческой деятельности в таких направлениях, как живопись, графика, скульптура, инсталляция, фотография, декоративно-прикладное искусство, мода, видео, новые технологии. Галерея представляет все стили и направления современного искусства. Отличительная особенность нашей галереи — создание мемориальных выставок. 300002, г. Тула, ул. Октябрьская, 12. Тел. (0872) 47-35-80.
© «Новая литературная сеть», info@levtolstoy.ru
при поддержке компании Web-IT — создание сайтов и фирменный стиль для них